Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Частное дошкольное образовательное учреждение«РЖД детский сад № 46»
«Мы – будущие железнодорожники»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
Кемерово
Страница 2
2УДК 37 3.2
ББК 74. 100
М94
Составители:
Елена Викторовна Павлова ,
Юлия Владимировна Черкашина
М94 Мы – будущие железнодорожники [Текст] : дополнительная общераз -
вивающая программа для детей старшего дошкольного возраста / С ост.:
Е. В. Павлова, Ю. В. Черка шина . – Кемерово , 201 7. – 28 с.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы – будущие
железнодорожники» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Программа будет полезна воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, работающих с де тьми старшего дошкольного возраста.
ББК 74. 100
© РЖД детский сад № 46
Страница 3
3Содержание
Пояснит ельная записка ……………………………………… … … ….... .
Учебно -тематический план старшей группы …………………………. .
Учебно -тематический план подготовительной группы………… … …
Содержани е пр ограммы старшей группы…………………… … ..… ….
Содержание программы подготовительной группы ……………….….
Плани руемые результаты ……………………………… ………… ….…
Диагностическ ий инструментарий …………………………………..…
Информационно -метод ическое обеспечение ……………………….…
Литература……………………… ………………………………………..
4
8
9
10
14
18
18
24
25
Страница 4
4Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования ориентирует педагогов на разные направления деятельности в
работе с детьми , стимулир ует к поиску и нновационных методов и приемов,
способствует разработке интересного содержания. Социально -
комму ни кативное развитие , которое пр извано решать ся данной программой,
направлено на воспитание уважения к родителям, стремления в своих
поступках следо вать положительному примеру.
Детский сад принадлежит открытому акционерному обществу «Российские
железные дороги», и 98 % родителей работает на этом предприятии. Поэтому,
приобщение воспитанников к железнодорожному делу, истории, культуре и
традициям же лезнод ор ожного транспорта, формирование у д етей активного
интерес а к железнодорожным профессиям легло в основу разработки
программы «Мы – юные железнодорожники ».
Цели программы : Воспитание положительного отношения и уважения к
профессии железнодорожника че рез формирование у детей знаний об
общественной значимости труда работников железной дороги , взаимосвязи и
взаимозависимости различных видов труда железнодорожника с другими
профессиями.
Задачи:
Содействовать:
- овладению системными знаниями о труде людей в обществе на основе
ознакомления с разными видами труда железнодорожников , развитию
понимания общественной ценности труда родителей и других взрослых ;
- профессиональной ориентации: обогащению развития и саморазвития
представлений о труде людей железнодор ожной профессии ;
- формированию желания ребенка самому в будущем получить интересную и
нужную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей , своего
Отечества, своей семьи;
- развитию познавательного интереса к функционирова нию
железнодорожного тр анспорта;
- созданию условий для познания прошлого и настоящего железной дороги,
ее роли в современном обществе.
Принципы построения программы :
принцип гуманизации - ведущи й принцип образования заключается в
ориентации педагога на личность ребенка;
Страница 5
5 принци п развития - отражает взаимосвязь всех сторон личностного
развития ребенка, ориентирован на то, чтобы создать каждому ребенку
условия, в которых личность могла бы реализовать себя;
принцип единства воспитания, обучения и развития – программа
построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что
сп особствует, интеллектуальному и нравственному и развитию детей;
принцип доступности – весь учебный материал, излагаемый педагогом,
понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и
развития;
принцип индивидуального подхода - педагог строит образовательну ю
деятельность на основе знаний об особенностях развития каждого ребенка ;
от простого к сложному - несмотря на одинаковые темы для старшей и
подготовительной группы , содержание матери ала дается с постепенным
усложнением ;
принцип наглядности - привлечение различных наглядных средств в
процесс усвоения дошкольниками знаний и формирования у них различных
умений и навыков .
Программа реализуется в нап равлениях согласно ФГОС ДО и носит
инте грированный характер:
- социально -коммуникативное развитие ;
- познавательное развитие;
- речевое развитие ;
- художественно -эстетическое развитие ;
- физическое развитие .
Реализация программы осуществляется в следующих видах деятельности:
- игровой (сюжетно -ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные,
драматизации, словесные игры );
- коммуникативной (рассказ, беседа, общение с родителями –
железнодорожниками) ;
- чтение художественной литературы ;
- познавательной (просмотр мультфильмов , развивающие зад ания,
упражнения) ;
- конструктивной (поделки из бумаги, природного матери ала, постройки из
настольного и напольного конструктора) ;
- изобразительной и музыкальной (аппликация, рисование , развлечения) .
Формы и режим деятельности:
Срок реализации программы – 2 год а.
Страница 6
6Общее количество организованных видов деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста – 72 часа .
1 раз в неделю в рамках совместных видов деятельности, по подгруппам, 1
раз в месяц - как часть совместной образовательной деятельности, каждая и з
которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать
несколько задач.
В старшей группе продолжительность совместной образовательной
деятельности – не более 25 минут, в подготовительной к школе группе – не
более 30 минут.
Все занятия програ ммы разделены на 5 блоков по тематическому принципу:
1. История развития Российских железных дорог .
2. Железнодорожный транспорт (виды поездов, вагонов, спецтехника).
3. Профессии железнодорожной магистрали .
4. Железнодорожные здания (вокзалы, мосты, перее зды, тоннели) .
5. Безопасность на железной дороге .
В учебный план включены (условно) теоретическая часть изучения темы
(рассказ, сказание, просмотр видео презентаций, видеоклипов , мультфильмов
познавательного характера и т.д. ) и практическая (выполнение за даний в
«Рабочей тетради» , прикладная практическая деятельность: рисунки,
постройки, оформление проектов и т.д. )
Условия реализации программы
Развивающая предметно -пространственная среда:
В ДОУ оформлен и систематизирован музей «История развития Российск их
железных дорог», в каждой группе оформлены мини -музеи по
железнодорожной тематике, отвечающие возрастным особенностям детей.
Педагог, реализующий программу:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение деятельности на основе взаимодейс твия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей;
Страница 7
7- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддер жка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в совместную
деятельность.
Программа будет полезна воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного во зраста.
Ожидаемые результаты :
- дети знают о труд е людей в обществе, развито понимание общественной
ценности труда родителей и других взрослых ;
- сформировано желание детей самим в будущем получить интересную и
нужную профессию, заняться созидательным труд ом на благо людей , своего
Отечества, своей семьи;
- созданы условия для познания прошлого и настоящего железной дороги, ее
роли в современном обществе;
- дети имеют знания о функционировании железнодорожного транспорта.
Диагностический инструментарий для о ценивания результатов
реализации программы
Для оценивания результатов освоения детьми программы используется
диагностика. Основные методы исследования, исп ользуемые в процессе
диагностики – наблюдение, выполнение определенных заданий , анализ детских
работ и бес еда. В процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности,
беседы определяется уровень освоения детьми программного материала.
Критерии оценок от 1 до 3 баллов за каждое задание, где 3 балла получает
ребенок, самостоятельно выполнивший задание, 2 балла – с помощью
взрослого, 1 балл – не справился с заданием. По итогам диагностики баллы
суммируются.
Страница 8
8Учебно -тематический план
старшей группы
№ Тема Количество занятий Всего,
часов теоретически
х
практических
1 История развития Российских
железных дорог
4 2 6
1.1 Конно -железная дорога 2 1 3
1.2 Царскосельская железная дорога 2 1 3
2 Железнодорожный транспорт
(виды поездов, вагонов,
спецтехника)
7 2 9
2.1 Виды и назначение первых
железнодорожных вагонов
3 3
2.2 Виды поездов 3 1 4
2.3 Спецтехника на железной дороге 1 1 2
3 Профессии железнодорожной
магистрали
2 3 5
3.1 Профессии людей на
железнодорожном транспорте
1 2 3
3.2 Железнодорожный форменный
костюм
1 1 2
4 Железнодорожные здания
(вокзалы, мосты, переезды,
тоннели)
5 2 7
4.1 Железнодорожные мосты и тоннели 3 1 4
4.2 Железнодорожные вокзалы 2 1 3
5 Безопасность на железной дороге 7 2 9
5.1 Правила поведения на
железнодорожном вокзале
2 2
5.2 Правила поведения в
железнодорожном транспорте
3 1 4
5.3 Символика и сигнализаци я на
железной дороге
2 1 3
Всего часов 25 11 36
Страница 9
9Учебно -тематический план
подготовительной группы
№ Тема Количество занятий Всего,
часов теоретически
х
практических
1 История развития Российских
железных дорог
4 1 5
1.1 Строительство Транссибир ской
магистрали
2 1 3
1.2 Железная дорога в годы Великой
Отечественной войны
1 1 2
2 Железнодорожный транспорт
(виды поездов, вагонов,
спецтехника)
8 8
2.1 Виды и назначение современных
железнодорожных вагонов
2 1 3
2.2 Виды железнодорожных
локомотиво в
2 1 3
2.3 Спецтехника на железной дороге 2 2
3 Профессии железнодорожной
магистрали
6 3 9
3.1 Профессии людей на
железнодорожном транспорте
2 3 5
3.2 Железнодорожный форменный
костюм
1 1 2
3.3 Железнодорожные династии 2 2
4 Железнодорожные здания
(вокзалы, мосты, переезды,
тоннели)
4 1 5
4.1 Железнодорожные вокзалы и
станции
2 1 3
4.2 Железнодорожное депо 1 1
4.3 Сортировочный узел.
Сортировочная горка
1 1
5 Безопасность на железной дороге 6 3 9
5.2 Правила поведения в
железнодорожном транс порте
4 2 6
5.3 Символика и сигнализация на
железной дороге
1 2 3
Всего часов 28 8 36
Страница 10
10Содержание программы
старшей группы
Тема: «Конно -железная дорога» (3 часа)
Рассказ о конке, или конно -железной дороге - городская рельсовая дорога,
по которой лошад и тянули специальные вагончики. «Чугунка» - первое
название железной дороги, данное ей в России. Задание в рабочей тетради №1.
Чтение произведения Е. Пермяка «Как самовар запрягали». Задание в
рабочей тетради № 2.
Экскурсия в музей детского сада. Рассказ о строительстве железной дороги
на Руси, ее использовании в шахтах и рудниках. Знакомство с первыми
изобретателями паровоза. Задани е в рабочей тетради № 3.
Тема: «Царскосельская железная дорога» (3 часа)
Знакомство детей со строительством Царскосельской же лезной дороги,
первыми пассажирами поезда. Почему люди называли железную дорогу
«увеселительной», а специалисты понимали значение дороги для развития
страны. Задани е в рабочей тетради №4 .
Разучивание стихотворений по железнодорожной тематике. Чтение стихов
для детей младших групп. Задание в рабочей тетради №5 .
Экскурсия в музей «Красная горка». Знакомство с угольной
промышленностью Кузбасса, историей возникновения угольных
горнопромышленных предприятий и памятниками историко -культурного
наследия, находящиес я в своей естественной ландшафтной среде.
Тема: «Виды и назначение первых железнодорожных вагонов» (3 часа)
Знакомство с вагонами первых поездов. Рассказ почему раньше люди
называли вагоны «дребезжалками», а сами в агоны делились на: «берлины»,
«дилижансы» , «шарабаны», «вагоны». Задание в рабочей тетради № 6.
Чтение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Задание в рабочей тетради
№7 .
Чтение произведения А. Лукьянова «Братцы -вагончики и скорый поезд»
(сказка про электричку). Задание в рабочей тетради №8 .
Страница 11
11Тема: «Виды поездов» (4 часа)
Рассказать, что поезда делятся на грузовые и пассажирские. Пассажирские
поезда делятся на поезда дальнего следования и пригородные поезда –
электрички. Они ездят на небольшие расстояния. Задание в рабочей тетради
№9,10 .
Просмотр мул ьтфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Жми на
тормоза». Задание в рабочей тетради №11 .
Конструирование из бросового материала «Товарного поезда».
Тема: «Спецтехника на железной дороге» (2 часа)
Рассказать о пожарном поезде, его составе и назнач ении. Расширить
представления детей о труде пожарных, их боевой экипировке, средствах связи.
Задание в рабочей тетради №12 .
Экскурсия в центр противопожарной пропаганды и общественных связей г.
Кемерово «Пожарный поезд». Знакомство с новейшими достижениями науки и
техники в области обеспечения пожарной безопасности. Увидеть в действии
работу макета пожарного поезда, макетов современных пожарных
автомобилей, противопожарного оборудования.
Тема: «Профессии людей на железнодорожном транспорте» (3 часа)
Знако мство с ведущими профессиями железнодорожного транспорта:
проводники и машинисты, работники вокзалов и станций. Задание в рабочей
тетради №24 .
Экскурсия на детскую железную дорогу г. Кемерово «Дорога детства».
Практическое изучение профессий железной дорог и. Обобщить имеющиеся у
детей знания и представления о значимости и важности всех железнодорожных
профессий.
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Тема: «Железнодорожный форменный костюм» (2 часа)
Знакомство с введением первого желез нодорожного форменного костюма,
формой военного времени и современной. Железнодорожная символика,
эмблема. Научить различать форму разных дорог.
Страница 12
12Конкурс рисунков «В мире железнодорожных профессий». Учить
передавать в рисунке профессию людей, работающих на железной дороге.
Оформление выставки.
Тема: «Железнодорожные мосты и тоннели» (4 часа)
Знакомство с началом строительства в России железнодорожных мостов, их
значимостью и назначением.
Знакомство с понятием – тоннель. Рассказ о том, зачем и как прокладыва ют
тоннели, где был проложен первый. Виды тоннелей (подводные, наземные).
Просмотр мультфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Коко и
тоннель».
Конструирование железнодорожного моста по образцу.
Тема: «Железнодорожные вокзалы» (3 часа)
Чтение произ ведения Б. Житкова «Что я видел» (гл. «Железная дорога»).
Просмотр мультфильма «Фиксики – железная дорога». Задание в рабочей
тетради №26 .
Экскурсия к зданию железнодорожного вокзала. Рассказать, что
путешествия людей начинается с железнодорожного вокзала, где есть
расписание на специальном световом табло. Если кто -то хочет поехать на
поезде, он идет на вокзал и покупает билет в билетной кассе. Купив билет,
можно подождать поезд в зале ожидания, а если поезд уже скоро отправляется
– выйти на перрон, или по -другому – платформа.
Тема: «Правила поведения на железнодорожном вокзале» (2 часа)
Познакомить с правилами безопасного поведения на вокзале, перроне,
привокзальной площади. Учить действовать в чрезвычайных ситуациях, при
необходимости обращаться в медпунк т, полицейский пункт, к диспетчеру, в
справочное бюро.
Чтение произведений серии книг «Даня Петров» «Все о правильном
поведении на железнодорожном транспорте».
Тема: «Правила поведения в железнодорожном транспорте» (4 часа)
Беседа с решением проблемных си туаций «Быть примерным пассажиром
разрешается». Задание в рабочей тетради № 29
Страница 13
13Сюжетно -дидактическая игра «Как вести себя в поезде».
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
Викторина «Железная дорога детям не игрушка».
Тема: «Символика и сигнализаци я на железной дороге» (3 часа)
Чтение Л. Гальперштейна «Шлагбаум». Задание в рабочей тетради № 33,34
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы». «Метро и железная
дорога». Задание в рабочей тетради №35.
Экскурсия в учебный центр г. Кемерово. Познакомить с ос новными
железнодорожными сигналами, которые служат для обеспечения безопасности
движения, а также для четкой организации движения поездов. Рассказать, что
сигналы бывают видимые и звуковые. Показать работу железнодорожного
семафора, его разнообразие подава емых сигналов машинисту.
Страница 14
14Содержание программы
подготовительной группы
Тема: «Строительство Транссибирской магистрали» (3 часа)
Рассказать, что у дорог, как и у людей, своя судьба, своя ис тория,
героическая или трагическая. Западно -Сибирская железная дорога недавно
отметила свой 100 -летнй юбилей. Но еѐ история начинается гораздо раньше.
Целью строительства стало быстрое заселение этого края, разработка
естественных богатств, развитие промыш ленности и торговли, а сооружение
Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно -
климатических условиях. Задание в рабочей тетради №13 .
Чтение произведения М. Улыбашева «От паровоза до сапсана». Задание в
рабочей тетради №14 .
Экскурсия в музей при отделении Западно -Сибирской железной дороги.
Познакомить со строительством великого сибирского пути – Транссибирской
магистрали, продолжавшееся десять лет в тяжелейших геологических и
климатических условиях, ставшее настоящим подвигом русских людей.
Тема: «Железная дорога в годы Великой Отечественной войны» (2 часа)
Рассказать о героическом вкладе железнодорожников в победу, о введении
военного графика движения поездов для обеспечения воинских перевозок,
тружениках тыла. Виды военных поездов для перев озки людей и груза. Задание
в рабочей тетради №15,16 .
Экскурсия в музей учебного центра детской железной дороги
«Железнодорожный транспорт». В музее -полигоне железнодорожной техники
показать отличие электровозов от тепловозов, вагоны военного времени, ваго н-
платформу, вагон -цистерну.
Тема: «Виды и назначение современных железнодорожных вагонов» (3
часа)
Рассказать, что железнодорожные вагоны разные. В зависимости от
перевозимых грузов вагоны бывают: пассажирские и грузовые. Последние в
свою очередь подразд еляются на вагоны для сыпучих грузов и жидкости
(цистерны). Грузовые вагоны также делятся на крытые и открытые.
Пассажирские вагоны делятся на спальные (дальнего следования) и сидячие
Страница 15
15(электрички), а спальные вагоны на: купейные и плацкартные. Задание в
ра бочей тетради №17,18 .
Просмотр мультфильма «Веселые паровозики из Чаггингтона» - «Бедная
старина Пит». Задание в рабочей тетради №19 .
Конструирование из бумаги «Пассажирский поезд».
Тема: «Виды железнодорожных локомотивов» (3 часа)
Рассказать о видах локо мотивов: паровоз, тепловоз, электровоз. С помощью
чего движутся эти локомотивы, их преимуществах и недостатках для
окружающей среды и человека. Задание в рабочей тетради №20,21 .
Чтение произведения Геннадия Цыферова «Цилиндр паровозика». Задание в
рабочей тетради №22 .
Конкурс рисунков «Паровозик будущего».
Тема: «Спецтехника на железной дороге» (2 часа)
Познакомить с железнодорожной спецтехникой, необходимой для
строительства, ремонта и обслуживания железнодорожного полотна.
Путеизмерительная лаборатория, снегоуборочный поезд, шпалоподбивочная
машина, вагон -электростанция и т.д. Задание в рабочей тетради №23 .
Лепка «Снегоуборочный поезд».
Тема: «Профессии людей на железнодорожном транспорте» (5 часов)
Знакомство с ведущими профессиями железнодорожного транспорта:
путейцы, электрификаторы, связисты, диспетчера, ремонтники подвижного
состава. Задание в рабо чей тетради №25 .
Чтение прои зведения Джанни Родари «Будка №26 » Глава из сказочной
повести «Путешествие Голубой Стрелы».
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – железнодорожная семья».
Выставка детских рисунков «Мои родители железнодорожники».
Тема: «Желе знодорожный форменный костюм» (2 часа)
Знакомство с введением первого железнодорожного форменного костюма,
формой военного времени и современной. Железнодорожная символика,
эмблема. Научить различать форму разных дорог.
Страница 16
16Конкурс рисунков «История железнодор ожного форменного костюма».
Учить передавать в рисунке профессию людей, работающих на железной
дороге. Оформление выставки.
Тема: «Железнодорожные династии» (2 часа)
Учить составлять схему трудовых династий. На основе ранее полученных
знаний учить составл ять связные рассказы о людях, их трудовых подвигах.
Воспитывать чувство уважения к людям труда, работающим на
железнодорожном транспорте .
Тема: «Железнодорожные вокзалы и станции» (3 час)
Познакомить детей с назначением железнодорожных современных вокзало в
и вокзалов прошлого времени, что находилось на привокзальной площади, чем
люди занимались, ожидая прибытия поезда. Задание в рабочей тетради №27 .
Просмотр мультфильма «Голубая стрела». Задание в рабочей тетради №28 .
Экскурсия на привокзальную площадь. Уч ить детей составлять рассказ об
увиденном на экскурсии. Закрепить знания детей о работе железнодорожников.
Развивать интерес к профессиям железнодорожников.
Тема: «Железнодорожное депо» (1 часа)
Знакомство с понятием депо – здание, в которое по железнодор ожным
путям направляются вагоны и локомотивы для отдыха, если им не нужно ехать
в другие города, или встают на ремонт, если что -то неисправно. Задание в
рабочей тетради №30,3 1.
Тема: «Сортировочный узел. Сортировочная горка» (1час)
Знакомство с назначение м сортировочной горки как устройства для
формирования и расформирования составов из грузовых вагонов. Благодаря
уклону железнодорожных путей сортировочной горки можно использовать
силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения на разветвляющиеся
пут и сортировочного узла. Задание в рабочей тетради № 32 .
Тема: «Правила поведения в железнодорожном транспорте» (6 часов)
Чтение произведения Е.Семенова «Я на поезде поеду».
Страница 17
17Познакомить с правилами поведения около железнодорожного полотна,
железнодорожного п ереезда
Познакомить с правилами поведения на привокзальной площади, правилами
поведения на проезжей части дороги.
Чтение произведения С. Маршака «Багаж». Расширить представления детей
о железнодорожном транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одно го
города в другой, перевозят багаж. Познакомить, для чего на вокзале имеется
камера хранения, какие вещи туда можно сдавать и как это сделать. Рассказать,
как перевозят крупный багаж в специальных вагонах, для чего имеется в вагоне
багажное место, что так ое ручная кладь.
КВН «Мы – будущие железнодорожники».
Рисование «Правила поведения в поезде». Учить передавать в рисунке одно
из правил безопасного поведения.
Тема: «Символика и сигнализация на железной дороге» (3 часа)
Рассказать о значении сигналов све тофора и семафора, чем они отличаются.
Познакомить с видами сигналов, которые делятся на пригласительные,
переносные (щиты), звуковые и сигналы тревоги. Задание в рабочей тетради
№ 36, 37 .
Спортивное соревнование «Юные железнодорожники».
Конструирование желе знодорожного семафора из бумаги.
Страница 18
18Планируемые результаты
Дети с высоким уровнем знаний могут рассказать о первом паровозе и его
создателе, отличительных особенностях разных видов локомотивов, поездов ,
спецтехники . Знают назначение и виды вагонов к ак грузовых, так и
пассажирских. Называют профессии , встречающиеся на железнодорожном
транспорте и обязанности людей данных профессий. Могут рассказать о роде
профессиональной деятельности своих родителей. Имеют навыки безопасного
поведения в близи железнод орожных объектов, знают и соблюдают правила
поведения в транспорте. В ыделяют железнодорожную символику из других
дорожных знаков и знают ее обозначение.
Дети со средним уровнем знают о железнодорожном транспорте, как об
одном из средств передвижения . Знают и называют разные виды локомотивов,
поездов, но не называют отличительные особенности. Из спецтехники
выделяют только пожарный поезд. Вагоны разделяют на грузовые и
пассажирские. Называют несколько профессий, преимущественно
встречающихся в поезде. Знают и соблюдают правила поведения в транспорте
Дети с низким уровнем знаний классифицируют транспорт на водный,
воздушный и наземный. Среди представленных транспортных средств
выделяют железнодорожный. Классифицируют поезда на грузовые и
пассажирские. Называю т 1 -2 профессии на железнодорожном транспорте.
Знают и соблюдают правила поведения в транспорте.
Диагностический инструментарий
Диагностика уровней освоения программы
старшей группы
Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагн остического задания
Критерии оценки
История
развития
Российски
х
железных
дорог
Материал: картинка с
изображением конно -
железной дороги
Материал: картинка с
изображением
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Что такое «конка»?
Кто изобрел первый паровоз в
России?
Почему первую железную
дорогу называли «чугункой»?
Кто управлял паровозом?
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого
3 балла – ребенок
самостоятельно
Страница 19
19Царскосельской
железной дороги
Как называлась дорога от
Царского села до Павловска?
Кто занимался
строительством
железнодорожного полотна?
Для чего нужна была
железная дорога в России?
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого
Железнодо
рожный
транспорт
Дидактическая игра
«Составь поезд»
Материал: карти нки с
изображением
грузовых и
пассажирских
вагонов, картинка
вагона -ресторана
Материал: картинка с
изображением
пожарного поезда
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Как называются вагоны для
перевозки груза, людей?
Почему раньше люди
на зывали вагоны
«дребезжалками»?
Чем отличается пассажирский
купейный вагон от
пассажирского плацкартного
вагона?
Как называется вагон для
перевозки жидкого груза?
Ребенку предлагается составить
два поезда: грузовой и
пассажирский
Ребенку предлагает ся
ответить на вопросы:
Как называются пригородные
поезда?
Чем отличается вагон
пригородного поезда от
вагона поезда дальнего
следования?
Ребенку предлагается
рассмотреть картинку с
изображение пожарного поезда
и ответить на вопросы:
Для чего нужен пожа рный
поезд?
Из чего состоит пожарный
поезд?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
с помощью взрослого
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Страница 20
20 Как называется профессия
человека, занимающегося
тушением пожара?
Профессии
жел езнодо
рожной
магистрал
и
Дидактическое
упражнение:
«Профессии и
инструменты»
Материал: картинки с
изображением
железнодорожного
билета, семафора,
флажков красного и
желтого цветов,
наручников,
кастрюли, шприца.
Картинки с
изображением
проводника,
машиниста , кассира,
врача, полицейского,
повара
Ребенку предлагается
выполнить задание: «Подбери
инструменты для людей
определенной профессии»
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Когда появилась в России
первая железная дорога, какая
форма была у машиниста и
почему?
Какой была форма после
Великой Отечественной
войны?
Что изображено на
железнодорожной эмблеме и
что это обозначает?
Для чего нужны пагоны в
современном
железнодорожном костюме?
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с зад анием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 2 -3вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с з аданием
Железнодо
рожные
здания
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Как проверяли надежность
первых железнодорожных
мостов?
Какие бывают
железнодорожные мосты?
Какие бывают туннели?
Что находится в здании
железнодорожного вокзала?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
Страница 21
21 Как называется ме сто, где
пассажиры ожидают
прибытие поезда?
Безопаснос
ть на
железной
дороге
Дидактическое
упражнение?
«Продолжи
предло жение»
Ребенку предлагается
продолжить предложения:
На вокзале нельзя играть в
шумные игры, потому что…
Если ты потерялся, то…
Из вагона можно выходить
только после полной
остановки поезда, потому
что…
Если на ходу поезда
высовывать голову из окна,
то…
В п одвижные игры можно
играть…
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Какие виды
железнодорожных сигналов
существуют?
Для кого подает сигнал
семафор?
Что означает, когда
проводник поднимает
желтый (красный) флажок?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечае т на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребенок
отвечает на 1 -2 вопроса
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Высокий уровень – 27 -33 баллов
Средний уровень – 19 -26 баллов
Низкий уровень – 11 -18 баллов
Диагностика уровней освоения программы
подготовительной группы
Что
изучается
Дидактические
игры, упражнения,
вопросы
Содержание
диагностического задания
Крит ерии оценки
История
развития
Российски
х
железных
дорог
Материал: картинка с
изображением
строительства
Транссибирской
магистрали, картинка
с изображением
военного состава
времен Великой
Отечественной войны
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Для ч его необходимо было
строительство
Транссибирской магистрали?
Кто занимался
строительством?
Какие инструменты
использовали в работе
строители железнодорожного
полотна?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на 3-4
вопроса.
1 балл – ребенок
самостоятельно
отвечает на 1 -2
вопроса.
Страница 22
22 Какие трудности испытывали
люди, занимающиеся
строительством железной
дороги? (географиче ские,
климатические)
Какую помощь оказала
железная дорога и
железнодорожники в годы
Великой Отечественной
войны?
Какие виды военных вагонов
были в то время?
Железнодо
рожный
транспорт
Дидактическая игра:
«Разложи груз в
вагоны»
Материал: картинки
грузовых вагонов
(платформа, крытый
вагон, открытый
вагон, цистерна).
Картинки с
изображением г руза
(бензин, песок, уголь,
бревна, игрушки,
мебель и т.д.)
Материал: Картинки с
изображением
путеизмерительной
лабораторией,
снегоуборочного
поезда,
шпалоподбивочной
машиной, вагоном -
электростанцией
Ребенку предлагается решить
проблемную ситуацию:
«Необходимо загрузить вагоны
для перевозки груза»
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
С помощью чего движется
паровоз, тепловоз,
электровоз?
Кто управляет поездом?
Ребенку предлагается найти
картинку с изображением
путеизмерительной
лабор аторией, снегоуборочного
поезда, шпалоподбивочной
машиной, вагоном -
электростанцией и объяснить
для чего используется данная
техника
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 ба лл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на вопросы с
помощью взрослого.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Профессии
железнодо
рожной
магистрал
и
Материал: картинки с
изображением
профессий путейца,
электрификатора,
связиста, диспетчера,
ремонтника
подвижно го состава
Ребенку предлагается найти
картинку с изображением
нужной профессии и об ъяснить,
чем занимаются люди данной
профессии: путейцы,
электрификаторы, связисты,
диспетчера, ремонтники
подвижного состава
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
выполняет задание с
помощью взрослого
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Страница 23
23Дидактическая игра
«История
железнодорожного
форменного костюма»
Материал: картинки с
изображением людей
в железнодорожных
костюмах 1861г.,
1917г., 1941г., 1954г.,
2014г.
Ребенку предлагается выложить
ряд как со временем
видоизменялся
железнодорожный форменный
костюм
3 балла – ребенок
самостоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ре бенок не
справляется с заданием
Железнодо
рожные
здания
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Для чего нужны
железнодорожные вокзалы?
Что раньше находилось на
вокзалах и чем люди
занимались в ожидании
поезда?
Что находится в
современном здании
железн одорожного вокзала?
Что такое депо? Для чего
оно находится вблизи
вокзала?
Как называется устройство
для формирования и
расформирования составов?
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 3 -4вопроса.
1 балл – ребен ок
отвечает на 1 -2 вопроса
Безопаснос
ть на
железной
дороге
Дидактическое
упражнение «Правила
безопасности»
Материал: картинки с
изображением правил
безопасного
поведения около
железнодорожного
полотна
Ребенку предлагается
объяснить правило поведения
по выбранной картинке
Ребенку предлагается ответить
на вопросы:
Как называются знаки,
подаваемые машинистом?
Как называются знаки, в
форме щита прямоугольной
формы?
Какие сигналы тревоги
знаешь?
Чем отличается светофор от
семафора?
3 балла – ребенок
самос тоятельно
справляется с заданием.
2 балла – ребенок
допускает 1 -2 ошибки
при выполнении
задания.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
3 балла – ребенок
самостоятельно
отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок
отвечает на 1 -2
вопроса.
1 балл – ребенок не
справляется с заданием
Высокий уровень – 22 -27 баллов
Средний уровень – 15 -21 баллов
Низкий уровень – 9-14 баллов
Страница 24
24Информационно -методическое обеспечение
Рабоча я тетрадь для детей;
мет одические рекомендации с конспектами занятий для педагого в;
сборник стихов по железнодорожной тематике;
хрестомати я произведений о железнодорожном транспорте;
картотека загадок;
демонстрационный материал по ознакомлению детей с железной дорогой
(фотографии и иллюстрации по темам: история паровозостроения,
железн одорожная спецтехника, виды и назначения поездов, профессии,
железнодорожный форменный костюм, символика и сигнализация на
дороге, правила безопасного поведения у железнодорожных объектов,
правила поведения в транспорте, правила поведения на улице ;
альбом «Железнодорожные династии»;
видеофильмы : «История развития железных дорог в России», «Уроки
тетушки совы» ( по правилам поведения вблизи железнодорожных
объектов ), «Веселые паровозики из Чаггингтона» , «Фиксики – железная
дорога» , «Паровозик из Ромашково», «Голубая стрела» ;
тематические видео -презентации : «От паровоза до сапсана», «Как
«самовар» запрягали», «Конно -железная дорога», «Железная дорога в годы
ВОВ», «История железнодорожного форменного костюма» ;
музей «История создания и развития железной дороги в России» ;
атрибуты для сюжетно -ролевой игры «Железная дорога» : напольный
мягкий конструктор, форма машиниста и проводника, форма для
медицинской сест ры, форма для работника буфета , касса, билеты, жетоны,
красный и желтый флажки, сигнальная дудка, детская посуда, муляжи
овощей и фруктов, сумки, куклы.
дидактические игры «Профессии», «Транспорт», «Правила безопасного
поведения»;
макеты грузовых и пассажирских поездов ;
макет железнодорожной станции с пешеходным переходом и переездом для
автотранспорта;
макет железнодорожного депо;
ТСО:
телевизор;
проектор;
компьютер;
экран;
магнитофон.
Страница 25
25Литература
1. Авдеев, О.Т. Петербург – Московская (Николаевская) железная дорога
[Текст] / О. Т. Авдеев . – Москва, 2005. – 120 с.
2. Авдеев , О. Т. Царскосельская железная дорога [Текст] / О. Т. Авдеев . –
Москва, 2006. - 172 с.
3. Андреев , Н. И. Как челове к поехал по железной дороге [Текст] / Н. И.
Андреев . - М. : Издательство «Художник РСФСР», 1984.
4. Блохина , Е. В., Якунина , Т. В. Программа «Железнодорожные традиции в
воспитании д ошкольников» [Текст] / Е. В. Блохина , Т. В. Якунина – М. :
ООО «Пиар -Пресс», 2009.
5. Васина , Л. И. Царскосельская железная дорога в творчестве детей 21
века [Текст] : альбом / автор идеи и проекта альбома Л. И. Васина. -
Москва, 2011
6. Книга дл я больших и малых о том, как можно и нельзя вести себя на
шпалах [Текст] . – Иркутск, ВСЖД – филиал ОАО «РЖД».
7. Ковардакова , М. А. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога:
Программа и методические рекомендации [Текст] / М. А. Ковардакова,
И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королѐва, И. П. Никитина. – М.:
АРКТИ, 2010.
8. Меремьянина , О. Р. и др. Становление нравственной культуры
дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей –
работни ков железнодорожного тра нспорта [Текст] : методические
рекомендации / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко , Н. Б. Шулепова –
Барнаул, 2010 .
9. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015. -
368 с.
10. Паровозы -памятники [Текст] : набор открыток. - М.: «Изобрази тельное
искусство», 2012.
11. Развивающие задания для малышей (с использованием материала по
ознакомлени ю детей с железной дорогой) [Текст] . - М.: Транспортная
книга, 2008.
12. Сташкова , Т. Н., Шеболдина , Л.Н. Мы - будущие железнодорожники.
Конспекты занятий и сюжетно -ролевые игры с детьми в ДОУ [Текст] /
Т. Н. Сташкова , Л. Н. Шеболди на - М.: Издательство «Гном и Д»,
2007.
Страница 26
2613. Творчество юных – будущее магистралей [Текст] : альбом . Международная
выставка технического творчества юных железнодорожников. – ОАО
«РЖД», 2007.
14. Шеболдина , Л. Н., С ташкова , Т. Н. Железная дорога [Те кст] / Л. Н.
Шеболдина, Т. Н. Сташкова – М.: Транспортная книга, 2008.
Страница 27
27ДЛЯ ЗАМЕТОК
Страница 28
28жщтэж